Божественный мрак. С.В. Посадский

Божественный мрак — понятие апофатического богословия, выражающее недоступность Бога для обычных человеческих способов познания.

Понятие «Божественный мрак» имеет библейские истоки. Оно приходит из Ветхого Завета, согласно которому восхождение Моисея на Синай увенчивается встречей Бога во мраке, а также восходит к словам псалмопевца «мрак сделал покровом Своим» (Пс. 17:12). Вместе с тем все ветхозаветное богословие ясно указывает на предел человеческого познания Сущего, нисходящего к человеку в непроницаемом облаке, среди огня (Исх.19:21), утверждает, что нельзя видеть Бога и остаться в живых (Судей 6:22; 13:22; Исайя 6:5 и др.). Ветхозаветный образ Моисея, приближающегося к Богу в Синайском мраке, становится у святых отцов излюбленным образом непознаваемости Божественной природы в доступном для человека опыте.

В «Ареопагитиках» путь апофатического познания Бога уподобляется восхождению Моисея на Синай в сретение Богу. Подобный путь есть путь «отрешений» от всего сущего, ведущий к божественному мраку. Христианское подвижничество здесь сравнивается с искусством ваятеля, который должен отнять все, что скрывает статую в глыбе материала, раскрыв ее сокровенную красоту.

Утверждаемый св. Дионисием, путь «отъятия всего сущего» претворяется в непостижимое соединение с Богом, обожение. Вступление в «таинственный мрак незнания» увенчивается непередаваемым человеческим языком мистическим познанием, которое несообщимо другому человеку, ибо осуществляется сверхмысленным и сверхсловесным образом по действию благодати. Поэтому божественный мрак становится «мраком пресветлым».

В мистическом созерцании человеку открывается Бог, по слову св. апостола Павла, «Единый имеющий, бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). Таким образом, Божественный мрак становится неприступным светом. «Божественный мрак есть тот неприступный Свет, в котором живет Бог» (св. Дионисий Ареопагит).

Письмо Дорофею диакону
Дионисий Ареопагит


Божественный Мрак – это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен он по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину превосходящий ведение и видение, и, познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком: “Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его”. Точно так же и божественный Павел, о котором в Писании сказано, что он познал Бога, постиг, что мышление и ведение Его превосходит все сущее, вот почему он и говорит, что пути Его – неисповедимы, суждения – непостижимы, дары – неизреченны, а мир Его – превосходит всякое разумение; таким образом, познав Того, Кто превосходит все сущее, превосходящим мышление разумением он постиг, что Бог, как Причина всего сущего, запределен всему сущему.
Письмо Гаю монаху
Дионисий Ареопагит

Мрак исчезает при свете, а тем более при ярком свете; незнание изгоняется познаниями, а тем более большими познаниями. Понимая эти слова в самом прямом, а не в переносном смысле, убежденно утверждай, что стремящимся к познанию света и сущего недоступно неведение Бога; что этот запредельный Мрак Его скрывается при любом свете и затмевает любое познание. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своем сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее, а существует сверхъестественно и сверхразумно познается. И в заключение: полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое.

Share

One thought on “Божественный мрак. С.В. Посадский

  1. БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК. Термин и головокружительная метафора!..Те же библейские духовидцы и их последователи-ученики и далее – ученики учеников раскрыли и раскрывают эту Божественную реальность. БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК – это обратная сторона СВЕТА, в котором все мы, без исключения, пребываем, это Океан Любви, бесконечно объемлющий нас. Наконец, это Царство Божее, которое проповедовал Иисус Христос.  Мы уже пребываем  ( и всегда пребывали) в нём, но – совсем… не ощущаем Его.  ПОЧЕМУ? Мы не ощущаем окружающей нас Любви, потому что сами…ещё не Любовь… Почтенный автор этой богословской странички говорит о вещах глубинно-глубоких, – об уровнях и  пределах  Богопознания. Это совсем не должно смущать искателей истины . Ведь Бог создал нас именно для того, чтобы было кого напоить своей бесконечной Любовью, чтобы было кому ПОЗНАТЬ Его.  “…И когда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие , ЭТИМ  РАСКРЫВ     СОВЕРШЕНСТВО СВОЁ…” ( Ари “Древо Жизни”). Святой Библейский язык открыл 70
    имён Бога,то есть 70 мер Его познания: от  ЭЙН  СОФ – Тот, Кто вне всяких границ, непостижимый и недоступный для человека, до БО РЭ.    БО РЭ на иврите означает – ПРИДИ и УВИДЬ ! В этом – наше предназначение!  Остаётся лишь тоже стать ЛЮБОВЬЮ…
      

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Я не робот.