Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Morgulis Mikhail , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Morgulis Mikhail Главную.

Михаил Моргулис. Звуки жизни, смерти и любви

Звуки жизни, смерти и любви Я сплю хорошо,

Мне мерещится всё,

И запахи, и колыбели,

Лай толстых щенков

Сок арбузных кусков…

И вдруг, остаётся лишь круг

И гаснущий голос свирели…

.

Звуки музыки великого старого джаза постепенно застывали в воздухе медовым сиропом. Они ещё медленно поднимались к небу, но уже утихали, густели янтарно, прозрачно и призрачно, превращаясь в огромную сюрреалистическую  картину, где у моря, под куполами зонтов, сидели прекрасные женщины, а в полях, от сгорающих листьев осени поднимался дым, с грустным запахом ушедшей любви. На этой музыкальной картине мечты в образе ангелов сидели на холмах и манили нас к себе  душистыми крыльями. А вокруг  летали бабочки, сделанные из  тёплого золотистого воздуха. В звуки музыки-картины были вплетены голоса  уходящих поездов, умирающих слонов, улетающих журавлей,  вскрикивающих от восторга волн, падающих на белопесочное тело берега. В звуках был смех младенца и оханье старика, кукованье, уставшей от счёта кукушки, безнадёжный взгляд, прощающихся навсегда людей, стоны  покинутых влюблённых.… И было во всём этом небесное, туманно-синее волшебство музыки…

Я узнал музыканта по звуку. Я не увидел его, но, услышав этот невероятный звук саксофона, понял, он здесь. И я нашёл его. Он, маленький, стоял спиной ко мне  и всем телом выдувал тоску и счастье жизни. Не было лицемерия, фальши и обмана. Это был он, Адик Степанян, необыкновенный  музыкант, чей звук саксофона я ставлю в один ряд со звуком Гамлета в мире старого джаза — саксофониста Стена Гетца (StanGetz). Адик – это духовная тень Стена Гетца ­- одного из самых одиноких джазменов Америки. Все  джазмены играя, закрывают  глаза, но, только слушая больших музыкантов, вы чувствуете, как под их прикрытыми веками проплывают долгие годы человеческих страданий и надежд; под зажмуренными глазами играется сага о любви и смерти, о мире и мечте, о тяжёлой земле и лёгком небе, о человеке и о Боге.

Почти полвека тому, во времена, когда жизнь казалась бесконечной, я впервые услышал эти гортанные, певучие, великозадумчивые, завораживающие, обволакивающие   звуки Степаняна. Падая в реку времени и плывя в прошлую жизнь, я вижу советских полулегальных джазменов среди спикировавших на СССР чёрнокожих джазменов легендарного  оркестра Дюка Элингтона. Тогда, в паутино-серое советское время, приезд этого оркестра в империю зла, был подобен падению гигантского метеорита, на котором вдруг оказалась счастливая разумная жизнь. В их аккордах жила великая вольность духа, их музыка была кислородом свободы, вдуваемым в губы  задыхающейся душе советского человека. В те фантастические дни Элингтон пригласил встретиться с ним и его великими игроками несколько лучших музыкантов Москвы, Киева и Петербурга. Среди них был Адик. Когда советские саксофонисты, до предела сгорбившись и до невозможности поднявшись на носки, сыграли свою импровизацию, Дюк, мерцая выпуклыми глазами и конечно, слегка кокетничая, сказал:  «Зачем нам приезжать, если тут есть такие  как вы…» Потом был знаменитый, гениальный и одновременно «отмороженный» Бенни Гудман. Он  слушал, как играет Адик, цокал языком, смотрел мудрыми с сумасшедшинкой глазами.

Я  различаю два вида игры на саксофоне, которые поднимают исполнение до самой высокой планки:

1. Когда в звуках музыки чувственно и умозрительно ощущается и бьётся мысль, а звуки из всех сил и возможностей стараются донести её к слушающему разуму

2. Когда музыка, — просто поток музыкального сознания, поток звука, передающий аромат  мудрости, любви, тишины и искры ненависти и отчаяния.

Адик Степанян, представитель второго вида – Дон-Кихот саксофонного звука.

У него, рыцаря печального образа, они  плывут в вышину, прорывая дремучие леса суеты, рутину мещанства, грязи и обмана. Эта музыка очищает слушающего её человека. Когда-то давно, нобелевский лауреат Иосиф Бродский, сказал грассируя: «Хорошая поэзия всегда духовна». По-моему, я  добавил тогда: « Хорошая музыка, ещё более духовна…»

Бог присутствует у Баха и Бетховена очищающими дождями, Он поёт у Моцарта и Чайковского, Он в гневе  буйно рокочет  у Вагнера, Он стонет вместе с рабами  в музыке первых чёрных джазменов и у Гершвина.  Он мудр, величествен и нежен  в шёпоте и выкриках  Дюка Элингтона, Луи Амстронга, Эллы Фитцджеральд, Чарли Паркера  и других философов джазовой  музыки.

Итак, тридцать лет спустя, звук саксофона Адика Степаняна, подобно звуку дудочки сказочного Ганса, снова привёл  к нему. Меня мало интересуют его рассуждения о жизни, смерти и  любви. Меня касаются и ранят только его гудящие, сотрясающие сердце звуки  о жизни, смерти и любви.

За годы, что мы не виделись, его музыка стала мудрей, она стала отголоском не отдельной страны, а всего мира: в ней кукурузные початки  и гроздья гнева американского юга, кровоточащая судьба армян, вечная и прекрасная славянская тоска, счастливые и горестные молитвы евреев. В ней переливается разноликий, разноцветный, разноголосый  океан жизни.

Потом я слушал  записи Адика  на дисках и снова они сжимали сердце  и делали меня маленьким перед величием Бога.

Перед расставанием Адик спросил: « Так что же такое жизнь?

И я ответил: «Жизнь, это погружение во что-то… Твоя жизнь, это музыка, в которую ты погружён  и где ты  очаровываешь всех печальных и себя, не зная, что ты счастливый человек….»

Он усмехался и дрожащими руками искал  клапаны саксофона. И было: ба-ба-ба-ба-ба, та-та-та – дада, мир, как океан, а люди волны.… И было в этом: смерть, воскресение и жизнь… coda…

www.morgulis.tv

BridgeUSA@aol.com

 Михаил Моргулис. 

Звуки жизни, смерти и любви

 

 

Share


Понравилась статья? Тогда подпишитесь на получение обновлений этого сайта
через RSS, или на Вашу электронную почту. Спасибо!

Читайте на этом сайте также...

↑ Grab this Headline Animator

7 коммент.

  1. Юлия Ростовская says:

    Уважаемые, неужели непонятно, что это слова в написанном звучат как священные. Так написать о музыке мог только писатель или поэт,вдохновленный Богом. Читайте внимательно, в них такой библейский подтекст, что сердце холодеет,Я врач, а не музыкант, но немного играю и люблю музыку, но никогда не читала такие необыкновенные слова о музыке. Это что-то бесподобное и необыкновенное.

  2. Валентина из Тамбова says:

    Писателей пророков Божьих мы знаем из Библии, точно знаем, что только Бог был их вдохновителем. В отношении искусства мы, люди, доверяющие только Богу,должны быть крайне осторожными в своих выводах.Никогда не следует забывать, что искусство – изобретение сынов Каина и может увести от Бога.

  3. Юлия Ростовская says:

    Нет, не сомневаюсь, что изобретение сынов Каина, это вы,Валентина. Уж лучше предмета чем вы, Каин изобрести бы не смог. Поражает ваша пустота и непонимание.Как можно быть такой пустой для всего. Говорите вы о Боге, а слова ваши как от дьявола.  Проверьте себя, и увидите, что начнёте говорить разными мужскими голосами. Говорю, как  верующий врач.

  4. Валентина из Тамбова says:

    Уважаемая Юлия! Очень сочувствую вашим пациентам. Несдержанный, нервозный, неспособный к диалогу, гневливый врач,в лучшем случае,это плохой врач,в худшем – опасный врач. Именно такое ваше качество и состояние вашего духа есть прямая дорога к одержимости.Сожалею,что мы с вами коллеги! 

  5. Юлия Ростовская says:

     Не думаю, что вы врач, Валентина. Такими узкими врачи не выпускались. Можно быть верующим человеком, и понимать, что Библия написана для всех времён, и понимать в разные времена её нужно мудро. Вы же не подопытная морская свинка, а творенье Божье. А если это так, то рассуждать вы должны согласно мудрости Иисусовой, а не повторять как заведенная сектантские”премудрости”, как будто реальной жизни нет. Думаю, что то, что вы называете одержимостью полностью овладело вами, а вы продолжаете ни в чём не сомневаться. А это от кого? От него!

  6. Вениамин Гордеев says:

    Браво! Юлия вот вы молодец!  Они церковь делают каким-то складом традиций, что православные, что баптисты. Нет жизни во многих церквах. Как болото.  А это вот такие как эта тётя, не понимают, что Библия хороша не для тех, кто цитирует её, не понимают, что люди  жизнями своими могут повторять и Христа и апостолов. А она бедная уразуметь этого ни в какую не может. Она спорила раньше с кем то тоже о похожем.Кому нужна её  вера на печке. Юлия, спасибо, что говорите правду . Людей надо поощрять таких как Морулис, которые  проповедуют суть Библии, а не законы.

  7. Валентина из Тамбова says:

    Юлия, Слово Божье предупреждает нас, что Бог гордым противится(1Пет.5:5, Иак.4:6).Вы не только безмерно горды тем,что вы врач, но и позволяете себе с высоты крыла храма решать, кто достоин стать на одну ступень с вами в отношении вашего светского образования,а кто нет.Я закончила Саратовский медицинский институт в 1978г. тогда высшее медицинское образование было достаточно хорошим. Но все же не могу сказать, что целиком и полностью довольна своим образованием, потому что в материальном плане кроме нищенского существования оно мне ничего не дало. Науку выдержки,такта, смирения я стала постигать в 90-е годы. И уже только благодаря Христу  стала ощущать себя счастливой, не смотря на инвалидность с детства.Я счастлива,что вы с Вениамином гоните и поносите меня за правду (Мтф.5:3). Кому нужна моя вера? Я уверена, что моя вера нужна Христу.Я прошу вас таких “широких” и ученых объяснить мне на основании Слова Божьего, в чем же по- вашему суть Библии? По-вашему реальная жизнь не подчиняется закону Бога?! Вы же знаете, что Бог с течением времени не меняется. Разве Бог поощряет связь с миром? Но ведь суть любых дипломатических отношений – это уступки и связи с  противостоящей стороной. Разве Господь призывает нас к этому? Разве могут быть у Бога дипломатические отношения с Сатаной? Не могут! Это значит,что никаких отношений с Богоотступниками у верующего во Христа быть не может. Тогда зачем поощрять людей, проповедующих это?!

Оставить комментарий или два

Я не робот.