ОБОЖЕНИЕ

 
 
С.В. Посадский
                                                                 Обо́жение

ОБОЖЕНИЕ— в христианской теологии:
уподобление
Богу как конечное предназначение человека. Начиная со II в. (Ириней Лионский) христианское богословие строится на формуле: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Чуть позднее она была уточнена: «чем Бог является по своей природе, тем человек становится по благодати». ОБОЖЕНИЕ — не растворение человека в пантеистическом Божестве, а его личное преображенное участие в божественной жизни. Тема ОБОЖЕНИЯ человека разрабатывалась также в русской религиозной философии XX в. (в трудах П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Карсавина и Н. Бердяева).

  

 

Да будут все едино,
как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино…
(Иоан.17:21)

 
Обо́жение – учение  Церкви о соединении человека с Богом, приобщении человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.
 
По учению отцов Восточной Церкви, обОжение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение.
 
Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», — говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник. Согласно общей формуле отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком.
 
Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей» (св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, — учит св. Марк Эфесский. — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует Божественная благодать».
 
Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась» (св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2Пет.1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).
 
На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1 Кор. 2:14).
 
«Душа при общении со Духом Святым делается с ним единым духом», — говорит св. Макарий Великий о жизни совершенных христиан. По словам св. Максима Капсокаливи, действие избыточествующей Божественной благодати ведет к прекращению обычной деятельности ума. «Человеческий ум, сам по себе, прежде соединения с Господом, рассуждает сообразно своей силе, — свидетельствует из опыта святой, — когда же соединяется с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем этим Божественным Светом, соделывается весь светом, воспламеняется в пламени Святого Духа, исполняется Божественного разума, и невозможно ему в пламени Божества, иметь собственных помышлений и размышлять о чем-либо по своему произволу».
 
Православный подвижник двадцатого столетия Старец Иосиф Афонский так описывает опыт обожения: «Пламенеет сердце от Божественной Любви и взывает: «Держи Иисусе мой, волны Твоей благодати, ибо я таю как воск». И действительно тает, не вынося. И захватывается ум в созерцании. И происходит срастворение. И пресуществляется человек и делается одно с Богом, так что не знает или не отделяет самого себя, подобно железу в огне, когда накалится и уподобится огню».
 
Достижение обожения невозможно вне христианского подвига. По слову св. Иустина Поповича, следовавшего мнению св. Макария Великого, путь к обожению лежит через претворение в жизнь евангельской этической триады — веры, надежды и любви. Этой триадой личность формируется по образу Христа, пока не станет «христообразной». Этическая триада евангельских заповедей предвосхищает соединение с Божественной Триадой – Вечным Троическим Божеством. Ниспосылаемые Пресвятой Троицей благодатные переживания ведут подвижника к таинственному переходу из этической триады в Божественную, вводят в обожение, «боготворение» и «отроичение» его личности. Главной христианской добродетелью в этической триаде выступает любовь. По слову св. Григория Богослова, «любовь к Богу есть путь к обожению».
 
Share

2 thoughts on “ОБОЖЕНИЕ

  1. Очень хотелось бы поподробнее разобраться,что такое:1)дух человеческий; 2)сердце человека; 3)душа человека и  4)разум человека,и как как они действуют и взаимодействуют в человеке.

  2. Очень жаль,что эта тема никого не заинтересовала.Обидно.что политические проблемы мира  христиан интересуют больше,чем судьба мира.Ради чего тогда умер Христос?Ведь Обожение –  основание спасения  человека. Все другие проблемы христианства просто поглощаются ею.В настоящее время люди чаще исповедуют христианскую религию,а не Христа.А в этом главное отличие верующего человека от человека  религиозного.Религиозный человек пытается угодить Богу не имея Христа .Верующий – имея Христа,являет Его своей возрожденной жизнью и делами угодными Богу.Плоть тоже  часто очень хочет угодить Богу,но эти желания не согласуются с волей Бога.И,вообще,плоть годиться только  на смерть и погребение.В этом смысл:”Уже не я живу,но живет во мне Христос” Без обожения мы – плоть.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Я не робот.