ЗАМЕТКИ О КИНО

(Отрывки из лекции, прочитанной  в Нью – Йоркском  колледже искусства)           

 

1.    MMorgulisВ большинстве новых фильмов, как и в новых  песнях, текст перестал играть серьёзное значение. Он только дополнение к музыке, ритму, или киноэффектам.  Поэтому, такие  фильмы и песни перестали быть сообщениями для души и сердца человека. Они волнуют только верхний слой эмоциональной нервной системы.   А слово, которое является самым важным средством общения, центральным  звеном соединения между людьми, утратило свою главенствующую роль. Всё это – последствие деградации человеческого духа и, как результат, понижение общего уровня образования. Образованность стала  узконаправленная, в сторону лишь одной из областей науки и экономики. Деградация кино и песни –  это трагедия кино и  песни, являющихся одними из самых массовых увлечений в современной жизни. Это сползание в первобытное состояние человека, когда сообщались с помощью минимального запаса слов, больше звуками и междометиями. Наши потомки, если жизнь продолжится, будут удивлены  таким  резким спадом в состоянии  нашей культуры. А может быть тут и кроется разгадка, почему это происходит? В век стадной культуры, стирающей грани индивидуальности в зрителе, эта субкультура, ищущая сбыта, интуитивно подгоняется её пастухами под массовое деградированное состояние общества. Естественно, подобные изменения  также являются  отражением процесса, в котором высокая технология рвётся  к невероятным высотам. Но в этом процессе  внезапно возникла опасная   диспропорция: чем выше технология, тем ниже культура. Раньше, некоторыми мыслителями высказывались опасения, что такое может произойти. Но вечные оптимисты утверждали, что с развитием технологии будет увеличиваться культурный и нравственный уровень человека. Всё оказалось наоборот. Теперь лишь только у единиц  возрастает уровень культуры и понимание значения своего существования. У большинства же, всё превращается в  простой отсчёт : Суметь за короткое время жизни на земле получить максимум  примитивных радостей и удовольствий –развлечение в сладком рабстве компьютера, не  стесняемый ничем секс, превращающийся в один из видов  развлекательной  компьютерной игры, песни с двумя-тремя разборчивыми словами, фильмы  с фантастическими трюками, при диалогах на уровне развития  папуасов.
2.    Но вопреки всему, живёт во мне выросший  дикий виноградизм- парадоксизм, заключающийся в том, что  если цивилизация продолжится, то культура человеческая совершит духовные взлёты, она поднимется на высоту и  наполнится достойными  рассуждениями и  мыслями, на которые способно творение Всевышнего – человек. А вот сегодняшняя культура, это во многом,  плаванье человечества в болоте примитивности, с выхолощенным сознанием и потухшей душой. Знаю, что есть тысячи сохранившихся людей, но против них же миллиарды.
3.    Фильм может считаться высоким, если при удалении из него всех эффектов и трюков, вы расслышите  в нём необходимые вашей душе слова, почувствуете умные паузы   и подтексты.  И всё это,  не покажется вам набором  слов, разучиваемых в школе для детей со слабым умственным развитием. А покажется важным посланием автора и режиссёра разуму и душе человека. Так, наверное, проверяется киноисскуство.
4.    В сценариях фильмов старайтесь  использовать  обобщающие философские, с оттенком юмора фразы, которые заменяют длинные монологи и диалоги. Возьму к примеру свою сентенцию: «Любви и денег никогда не бывает слишком много, их всегда не хватает». Или: «Время – лучший учитель, но все его ученики в конце концов погибают»,  « Не спешите в ад, без вас там не начнут» , «Я человек, с достоинствами и недостатками, а  не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться».  Такие обобщения  отражают жизнь, как капля воды отражает солнце.
5.    В своей телевизионной программе с ученым-физиком Александром Болонкиным, я сделал вывод: Да, человек, совершает гигантский скачок в науке и технологии, и, может быть, в некоторых случаях, он достигает тех возможностей, которыми обладает Бог. И Бог допускает это, потому- что человек  –  Его творение, и  поэтому обладает некоторыми потаенными возможностями Творца. Но при этом, душа человека практически не меняется, и остаётся на прежнем уровне развития. Более того, как мы уже говорили, по внезапно возникшей новой логике развивается дисгармония между разумом и душой  – чем выше взлёт научного разума, тем  ниже становится  сознание нашей души.
6.    Поэтому у искусства появляется новая глобальная задача, диктуемая  Творцом:  чтобы затормозить деградацию души человека, искусство, и кино, в частности, должно начать передавать человеческой душе послания наполненные   высокой  мыслью, интеллектуальным  содержанием и выпуклыми умными словами, настоящими духовными  порывами, изначальной не придуманной болью, радостью, стыдом, злом, добром и любовью. И все эти понятия должны отвечать своему изначальному смыслу, а  не выдуманному для них коммерческому значению.
Другими словами: творение – человек, должен быть достойным Творца-Бога.  И  всё, что создаёт творение в искусстве, тоже должно быть достойно своего Творца.   Всё, что Человек  создаёт, должно  поднимать его вверх, а не опускать вниз, отражать не  только  его биологические и психические качества, а высший смысл его жизни и высокую интеллектуальную роль в мире.
Мне кажется, это желание может быть достойной  целью в жизни.
Но почему-то вспомнил сейчас неожиданное предупреждение Гёте:  Мы должны знать о вещах не больше, чем можем творчески переосмыслить

 От редакции. Это выступление взято Библиотекой ООН на хранение и распространение, «как заметное  и важное заявлении, способствующее продвижению культуры мира к совершенствованию в области гуманизма и духовности».

Михаил Моргулис

Share

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Я не робот.